домой

назад

28.07. Хельсинки

вперёд

В полвосьмого утра нас разбудили в Выборге. Граница однако. За пределы родины выпустили без проблем. Появился финский паспортный контроль. "Кута етдетте?" - спросил горячий финский парень. Когда третий человек бодрым голосом повторил заученную фразу, у финна появилась некоторая растерянность. Я решила помочь товарищу: "Не волнуйтесь, мы все едем в одно место. Типа коллеги по работе и всё такое. А это наши велосипеды, чтобы по Хельсинки ездить". У парня округлились глаза. Он тупо смотрел в мой паспорт. Потом спросил, где карточка дипломата. Мой ответ его доконал: "Нет у меня карточки, не выдали. Паспорт дали, а карточку нет. Вот страховка есть. Хотите покажу?" Полосатенький в это время тряс копиями и подлинниками приглашений. Финн решил, что пора убираться из ненормального купе. В раздумье он занёс штамп над первым паспортом. Мы замерли в оцепенении: вдруг не пустят в Финляндию?!! Нет, обошлось. Вздыхая и бормоча что-то, пограничник поставил заветные отметины. В коридоре маячил довольный Скунс: у этого хоря ничего не спрашивали вообще. Наконец приехали в Хельсинки. В процессе сборки великов Полосатенький узрел на соседних путях большой апельсин. С воплями "совсем буржуи зажрались" Влад притащил нам добычу. Хороший апельсин, не мятый совсем. Сожрали в момент. Только Скунс отказался, да ещё такую морду скривил, будто ему из помойки поесть предложили :).

Вокзальная площадь

 Докатили поклажу до здания вокзала (по платформам ездить запрещено). Доплатили за обратные билеты в Москву. Взяли билеты на вечер до Рованиеми - столицы Лапландии. Поезд отходил в 23.30, т.е. оставалась масса времени для прогулок по городу. Очередей на вокзале нет. Вместо того, чтобы кричать "кто последний" и толкаться, культурные финны берут из специальной машинки (типа кассового аппарата) талончик с номерком и тихонько сидят с газетками в руках. Когда подходит очередь, номер высвечивается на табло. Подобная система была раньше на московском вокзале в Питере. Билет до Рованиеми стоил 312 марок (курс 6,5 за 1 доллар) + 50 марок за велосипед. Ехать примерно 10 часов. Влад и Скунс - счастливые обладатели кредиток, так что проблем с закрытыми обменниками у нас не было. Впрочем, обменный пункт прямо напротив вокзала работает и по субботам. На вокзале есть справочное бюро для туристов и тонны полезной литературы на английском: карты, путеводители, брошюры. Всё бесплатно. Решили сдать рюкзаки в камеру хранения, а велосипеды использовать как средство передвижения. Чтобы не терять время, отправили Скунса с Владиком за картами в "Академкнигу". И это было нашей большой ошибкой. Гадкий Скунс первым делом потащился в "Стокман" (огромный торговый центр) покупать себе носки. А знаете ли вы, сколько времени занимает этот процесс? Тем временем мы пытались занять свободную ячейку в автоматической камере. Это было непросто. Уж больно шустрый народ вокруг: только ячейка освободится, как её моментально забирают. Полосатенький плюнул, пошёл искать обычную камеру. В это время нам с Ленкой удалось захватить огромную конуру, в которую влезло целых три рюкзака. Единственная проблема заключалась в отсутствии монет. Разменный автомат временно не работал. У меня было около 300 финских марок, но купюрами. Пробую поменять в многочисленных забегаловках - безрезультатно. Все вежливо отвечают, что менять деньги просто так не принято. Фиг с вами, покупаю сэндвич. Ну, теперь дайте мне нужные монетки. Опять облом: дали только 2, и опять мило отвечают: у нас не принято заниматься разменом денег. Я была уже на грани помешательства, когда одновременно починили разменный автомат, и явился Полосатенький, у которого оказался целый мешок мелких финских денег. Пристроили оставшийся багаж в обычную камеру (на 11 платформе, 10 марок за место). Ждём полчаса - ребят нет. Досконально изучили вокзал и прилежащие территории, посетили местный туалет (5 марок, в Стокмане напротив полно бесплатных). Чем себя ещё занять, не знаем. Все злые, как собаки. Есть хочется и город увидеть, наконец. Появляются наши уроды. Скунс не понимает, что мы возмущаемся, ведь ему были нужны носки. Нет, с этим типом я больше в поход не пойду. С ним только пьянствовать хорошо:). Из трёх купленных карт две оказались ненужными. Ну зачем нам карта Финляндии? И карта велодорожек Хельсинки абсолютно бесполезна. Она очень подробная и явно перегружена информацией. Разбираться в этом полотне замучаешься. Куда проще посмотреть обычную схему города, а велодорожки есть везде, заблудиться трудно. Outdoor карта Лапландии - единственно полезное приобретение. Финны поделили всю страну на большие квадраты и выпускают карты для вело - водных и пеших туристов по регионам. Жалко, что купили 4-х километровку (85 марок), можно было и более подробную найти. Хотя жаловаться на карту нечего: ни разу не подвела. Отмечены даже самые несущественные дорожки, самые маленькие населённые пункты. Маршрут решили прикинуть позже, а пока выбрались в город в поисках впечатлений. 

Велопарковка

Обилие велосипедов на улицах поражает. Ленка, глядя на парковку великов у вокзала, подумала, что это рынок типа Сокольников:). Ей простительно, она редко покидает пределы родного города. Про достопримечательности особо распространяться не буду (см. раздел "Хельсинки"). На обед остановились в Ravintola Salve (ул. Hiltalandenrunta). Велосы всё же сковали цепями, но рискнули оставить шлемы на руле. Всё уцелело. Кормят хорошо. Кабак с претензией на древность: есть надписи на дореволюционном русском и пояснительная табличка, что он сохранился со времён русской экспансии. Все блюда готовят на заказ, так что пришлось сидеть с пивом в ожидании. Тёмного нет, взяли светлое "Карху" (23 марки за 0,5), так себе пиво. Больше двух блюд съесть сложно даже таким обжорам, как мы, уж больно они здоровые. Я просила в качестве закуски маринованную сельдь с гарниром. Ждала её минут 45, потом решилась спросить, где моя рыба. "Её маринуют" - невозмутимо ответил официант. А перед этим рыбку видимо ловили в Финском заливе:). В общем, ела я закуску после второго, но селёдка была супер. Обед с чаевыми на 5-рых обошёлся в 724 марки. Для Западной Европы нормально. Но каждый день так лопать довольно разорительно, это вам не Словакия с Чехией. В небольшом баре "Paseidon" (Kruunnvuorenkatu 1) узрели тёмное пиво "Koff porter", 33 марки за кружку. Рано радовались, пиво оказалось с противным карамельным привкусом. Ленка пиво вообще не пьёт, и Влад из солидарности был трезвенником. Примерная семейка потягивала минералку. И так весь поход:). 

Кафедральный собор

Во время обзорной экскурсии по городу Скунс получил первые боевые раны. Этот мальчик из полена возил на шее набитую чем-то барсетку на длинном ремне. Мы ему сразу сказали, что его сумочка сделана из э-э-э… какашки. Не верил, глупый. И вот у барсетки оторвался ремешок, и она свалилась прямо под колесо. А Скунс ехал под горку, и как обычно, считал ворон, и за руль кое-как держался. Вот и совершил полёт. Итоги: Скунс разодрал ногу и руку, у велосипеда слегка свернулся руль. Немедленно созванный консилиум (сразу 3 человека вспомнили о своём никчёмном образовании) признал раны поверхностными и неопасными. Владик, выступающий в роли эксперта по падениям с велосипеда, велел Скунсу не скулить и ехать дальше. Как будто он Скунса не знает. Мы отговорили товарища нытика от немедленного звонка в 112 и использования страховки, и даже пообещали причинить ему ещё большие повреждения, если он не заткнётся. Самой гуманной оказалась Ленка. Она пообещала помазать Скунса зелёнкой, когда мы заберём вещи из камеры хранения. Скунс заметно приободрился, и мы продолжили покатушки. Впоследствии мазанье зелёнкой превратилось в ритуал, который повторялся каждое утро и вечер. 

На арене Полосатый:)

Докатились до парка Кайвопусто. Там есть славная горочка, которая заканчивается нагромождением вулканических пород. По этим камушкам очень интересно ездить. Вот мы и катались, пока заднее колесо моего велосипеда не спустило с противным свистом. Заменили камеру, покрышка имела очень маленький порез, латать который смысла не было. Дело было к вечеру, вернулись на вокзал. Перед поездом успели выпить по кружке Гиннеса (30 марок в одном из баров). Велики сдали в багажный вагон, отыскали свои места. Сидячие, разумеется. Конечно, нормально выспаться сидя довольно сложно, особенно, когда каждую остановку проверяют билеты. Но ничего, до утра кое-как дожили.

Дистанция за день по городу - 18,8 км.