домой

назад

Полезная информация о Финляндии (2)

вперёд

  1. Магазины.

Продукты лучше покупать в супермаркетах, дешевле выйдет. Единственный плюс маленьких магазинчиков - они могут работать по воскресеньям. Пальму первенства среди супермаркетов по всей стране прочно удерживает "К-market". В зависимости от размера и ассортимента бывает нескольких видов: "КККК", "ККК", "КК", просто "К" и "К-extra". Чем больше "К", тем крупнее магазин, тем ниже цены. Работает по субботам, а в крупных городах и по воскресеньям. Во всех магазинах сети есть автоматы для сдачи пустых бутылок и банок. Складываете тару в чрево автомата, он выдаёт чек на энную сумму. Чеком можно расплатиться в кассе или обменять на деньги. Расценки на тару следующие: бутылка пластиковая 1,5 л - 2,5 марки; 0,5 л - 1 марка; бутылка стеклянная 0,33 - 0,5 марки; банка жестяная 0,5 - 1 марка. Не пренебрегайте сдачей (и если это уместно, сбором) пустой посуды. Мне удалось "заработать" таким образом целых 13 марок:). Не пытайтесь скормить умной машине неподходящую посуду: вой поднимется на весь магазин, прибегут сотрудники и вежливо объяснят, что вы не правы:). Чуть дешевле можно отовариться в магазинах "Valintatalo", это тоже довольно развитая сеть магазинов самообслуживания. За пакеты для упаковки товаров почти всегда надо платить.

Алкоголь.

В обычных супермаркетах можно купить:

 - пиво средней крепости;

- long drink (различные слабоалкогольные коктейли);

- сидр нескольких сортов; я пробовала только разливной, довольно приятный напиток. Не имеет ничего общего с отвратительным пойлом московского производства ("Очаково").

Всё остальное продаётся в специализированных магазинах "Алко". Это государственная фирма - монополист в области продажи спиртного. В будние дни часы работы с 10 до 18.00, по субботам 9-15.00, в воскресенье и праздники закрыто. Цены выше московских. Посетить "Алко" рекомендуется любителям пива, там продаются все крепкие сорта, включая портеры. Выгоднее всего покупать спиртные напитки на международных паромах, в "Tax free" - магазинах беспошлинной торговли. Финны и шведы затариваются по полной программе, сообразно с нормами ввоза алкоголя в страну.

Пиво. У большинства Финляндия ассоциируется с Lapin kulta, но не "культой" единой живы финны:). Любители светлого пива будут довольны: Karhu, Karjala, Tiger, Olvi, Koff и некоторые другие представлены в изобилии. С тёмным пивом дела обстоят несколько хуже, это вам не Чехия со Словакией. Мною были продегустированы:

Помимо местных сортов полно импортного пива: чешского, ирландского, немецкого. Оно стоит в 1,5 - 2 раза дороже финского. В крупных городах всегда найдётся ирландский паб, где можно как следует нахрючиться вкусных элей и стаутов в разлив.

  1. Финский транспорт

Все виды транспорта, кроме самолёта и оленей упряжки, были опробованы мною лично:).

Поезд. Железнодорожная сеть (VR) развита хорошо. В междугородних поездах два вида вагонов: с сидячими местами (2 класс) и спальные (1 класс). Билеты довольно дорогие: место Хельсинки - Рованиеми (815 км) в вагоне 2 класса стоит 53 доллара. Поезда класса IS (интерсити) смотрятся потрясающе: этакие двухэтажные монстры. Мой друг Владик с тяжёлым железнодорожным прошлым бился в оргастических судорогах, глядя на них. Но и во втором классе обычного поезда приятно ездить: в вагонах чисто, спинки кресел откидываются (есть даже маленькая подушечка), туалеты чисты, бумага, мыло и прочие гигиенические принадлежности присутствуют. Билеты проверяют постоянно, сохраняйте их до конца поездки. В каждом поезде есть багажный вагон, так что проблем с перевозкой велосипеда нет. В независимости от расстояния, за велик надо заплатить 50 марок. Если вы не успеваете купить билет заранее, это можно сделать прямо в поезде, правда, чуть дороже. В поездах основных направлений есть специальные двухуровневые автомобильные платформы. Погрузка машин на эти платформы произвела на нас неизгладимое впечатление. Перевозка автомобиля Хельсинки - Рованиеми обойдётся в 650 марок (100$). Столько же вы потратите на бензин, если поедете своим ходом. Существуют хитрые комплексные билеты, например, машиноместо + спальные места на троих.

Автобус. Тоже весьма удобное и комфортабельное средство передвижения. "Express bus" курсируют между самыми удалёнными населенными пунктами, по скорости не уступают поездам, а билет может стоить немного дешевле. Тампере - Хельсинки (173 км) автобус проходит за 1ч 15 минут (102 марки), поездом поездка займёт больше 1,5 часов. Проблем с перевозкой велосипеда нет: в автобусах огромные багажные люки. Водители отличаются от наших кардинально: предельно вежливы, помогут погрузить вещи; форма одежды парадная (рубашка, галстук, чистые ботинки, цивильные брюки), поголовно изъясняются по-английски. В автобусе есть маленький, но аккуратный туалет. Над каждым креслом кондиционер, спинки сидений откидываются, есть столик для еды.

Паромы. Довольно распространённый вид транспорта. Рекомендую прокатиться в качестве развлечения. Когда я увидела 9-палубный монстр, на котором мне предстоит плыть, долго подбирала челюсть с пола. Подробнее о паромах см. в разделе "Аландские острова". Почти всё о паромных перевозках можно прочитать в инете: http://www.prichal.com/. Там собрана информация о трёх известных компаниях:

http://www.silja.com. "Силья лайн". Паромы в Швецию, Таллин, на Аландские острова, в Германию. Цены есть только в немецкой или финской версии сайта.

http://www.vikingline.fi. "Викинг лайн", основной конкурент "Сильи". Точно такие же маршруты.

http://www.seawind.fi. Мелкая компания, единственный маршрут Турку - Стокгольм.

Прочие средства передвижения:

Велосипед. Очень распространён в стране Суоми. Без преувеличения, каждый финн имеет как минимум по одному двухколёсному другу. Половина населения ездит на потрясающих развалинах с единственной передачей и ржавой цепью. Много псевдогорных велосипедов. Шоссейные велосипеды попадаются в единичных экземплярах. Гибридов нет и в помине. На приличных маунтинбайках ездит в основном молодёжь. Финны заботятся о своей голове, поэтому 100% детей и 80% взрослых ездят в шлемах. Правда некоторые (старички в особенности) носят шлем на манер кепки, залихватски сдвинув его на затылок. Многие велосипеды оборудованы детскими сиденьями. Велодорожки распространены повсеместно, от крупных городов тянутся во все стороны на 18 - 20 км. По всей стране проложены веломаршруты, их номера есть даже на дорожных указателях. Водители очень внимательны к велосипедистам: пропустят на повороте, на шоссе объедут за несколько метров. Во всех общественных местах есть парковки для великов. Несмотря на низкий уровень преступности, граждане предпочитают пристёгивать своих "коней" различными противоугонными приспособлениями. При этом могут оставить велокомпьютер или шлем на руле. В центре Хельсинки можно взять велос (ужасного вида) на прокат за 10 марок. Если хотите вернуть свои деньги, просто возвратите его на место.

Автостоп. Это конечно не транспортное средство, скорее способ передвижения. Мой первый автостоповский опыт состоялся именно в Финляндии. Не стоит стопить в неположенных местах (на остановках, поворотах), никто не остановится. Я специально проводила подобные эксперименты. Подвозят охотно, водители доброжелательны. Мне удалось прокатиться в джипе и даже в трейлере с милой четой англичан. Один добрый швед (дело было на Аландских островах, где шведов 95%) подвёз меня прямо до парома, хотя ему было не по пути.

Общественный транспорт. Это преимущественно автобусы. Только Хельсинки может похвастаться большим разнообразием. Проезд дорог, прокатиться зайцем невозможно: вход только через переднюю дверь, где водитель отберёт ваши денежки в обмен на билет. Стоимость одной поездки в разных городах:

Хельсинки - 10 марок

Турку - 10 марок

Тампере - 12 марок

Даже в час-пик в автобусе довольно свободно, всегда можно сесть. Это вполне понятно, гораздо дешевле ездить на машине (напомню, литр бензина стоит от 6,5 марок). Буржуйские автомобили расходуют бензин весьма экономно. Ещё дешевле (и экологичнее) добираться велосипедом.