11.05. Стамбул - Москва

Утром в половине восьмого нас высадили на центральном автовокзале Стамбула. Все сонные и апатичные, а впереди еще целый день. Думаем, куда пристроить вещи – камеры хранения поблизости нет. Максу пришла в голову хорошая идея, которую реализовал Лавер. Автобус остановился рядом со складом своей компании («Metro»), где хранятся несопровождаемые грузы. Макс предположил, что лучше камеры хранения не найти. Лавер начал переговоры, и все устроилось отличным образом: турок говорил по-русски, называл нас братьями и сестрами, а также обещал хранить шмотки как зеницу ока. Потом мы выпросили ключ от туалета, умылись и пошли кататься на стамбульском метро. Жетон стоит 1 млн, автовокзал находится примерно по середине ветки. В сторону центра конечная станция Askaray, в сторону области – Аэропорт. Мы попытались выяснить, насколько далеко от метро аэровокзал, но не преуспели. Турки только головой качали: «далеко, далеко», но конкретных цифр не называли. Разберемся вечером, а пока доехали до Askaray и лениво поплелись по улице. Увидели рабочую столовку, где давали томатный суп. Съели по порции, Макс захотел плова. Мы ждали минут 40, пока его принесут, но вместо этого получили еще по порции супа:). Впрочем, суп там был вкусный. Завтрак обошелся в 5 млн с всех. Дошли до Босфора, петляя по улицам, на которых потихоньку собирались покупатели и продавцы. Стамбул – это огромный базар, где на каждом углу продается неимоверное количество разнообразного барахла, где торговцы знают как минимум русский и английский в достаточной степени, чтобы впарить вам шубы, золото, обувь и черта лысого, где со всех сторон слышно «берем, берем, берем!» (понятия не имею, что это означает). В общем, нам в Стамбуле было тяжко. Только и знай, продирайся сквозь толпу и посылай продавцов в мягкой форме направо и налево. Хотя нам предстояло приобретение штанов и ботинок для Макса, мы откладывали «шоппинг» до последнего. Вышли к проливу Босфор, который соединяет Азию с Европой. В нас вцепился владелец катерка с предложением покататься 2 часа на его корыте за 60 евро. Мы пообещали, что непременно поедем, и даже сторговались до 30 (это так, ради интереса:)), а сами припустили за шустрыми англоговорящими гражданами, которые с путеводителем в руках трусили к каким-то кассам на пристани.

Паром

Оказалось, по Босфору ходит местный паром, на котором возят всего за 1 млн:). Поплавали туда-сюда, периодически засыпая и расталкивая друг друга: «Не спи, не спи, смотри на Босфор и дворцы!»:). На наш взгляд, смотреть было не на что: ряд одинаковых серых пузатых зданий, которые гордо именуют дворцами – с одной стороны, обшарпанный мегаполис – с другой.

Дворцы и мечети

Пешком дошли до Золотого Моста, посмотрели на пикники по-турецки: в честь выходного каждый клочок газона занимало семейство со всем домашним скарбом, некоторые даже самовары принесли:). Вернулись в центр, хотели посмотреть на знаменитый крытый базар, но тот был закрыт:(. Быстренько, практически не торгуясь и не выбирая, купили Максу брюки-трансформеры и пару мокасин – все за 30 баксов. Для турецкого рынка цены какие-то ломовые, но уж больно не хотелось толкаться. Я наивно полагала, что на стамбульских улицах будет завал треккинговых сандалий, но жестоко обломалась. Пришлось купить пару «Columbia» в Москве на распродаже:). Чем ближе к вечеру, тем труднее было передвигаться и сохранять минимальную активность.

В центре Стамбула

Сходили в какой-то дворец («Что это за место? А кто ж знает? Давайте лучше на лавочке в теньке посидим!»:))) и почему-то, на выставку ковров:). Серега обещал отвести нас в классный рыбный ресторан. В его поисках мы забрались в настоящие трущобы, где из окна дома можно легко дотянуться до соседей напротив, где между домами натянуты веревки с бельем, где грязные детишки носятся всей толпой за мячом и где на нас смотрели с дружелюбным интересом. Через час блужданий мне пришло в голову спросить, как давно Лавер посещал это заведение. Оказалось, прошел всего-то какой-то десяток лет – Серега обедал там в 1991:). С голоду мы не умерли, нашли замечательную жральню, где чуть не лопнули от переедания (салаты, острые бобы в томате, мясные пиццы, два кебаба с гарниром, два айрана и 4 чая) – 27 млн за все. Тут нас переклинило купить сластей домой: Серега обещал угостить коллег по работе, надо отсыпать сладкого Илюхе, который встретит нас, а Макс хотел осчастливить родителей. Пришлось потратить последние 27 «лимонов» на 6 с лишним килограмм лукумов, пахлавы и прочего. На этот силы нас покинули – мы выбрались на набережную и развалились на травке. «Макс, соври что-нибудь про шефа» - попросил Лавер. Полосатенький с удовольствием выполнил его просьбу и поразвлекал нас немного. Проведя в таком разложении час, мы решили ехать в аэропорт и там поспать на полу в уголочке. Заодно постараемся разобраться с рейсами. Выяснилось, что у нас не осталось турецких лир даже на метро. Банки и обменные пункты уже закрыты, и я начинаю тыкаться во все гостиницы и лавки подряд. В первом маленьком отеле парнишка был готов поменять 20 баксов на лиры, но тут появилась его мамаша и все испортила:). В соседнем магазине тоже побоялись проделывать незаконную валютную операцию, но посоветовали мне зайти в лавку на углу. Лавчонка была размерами с сортир в стандартной московской башне. Два парня как-то втиснулись между полками с продуктами и смотрели футбольный матч по телеку на стене. Я объяснила, что мне нужно. Один парень вышел на улицу, перевернул табличку «открыто» на «закрыто» и остался караулить, второй в это время поменял мне деньги. Конспираторы, однако. Наши вещи прекрасно сохранились, не потерялись и не были отправлены по ошибке в другую часть Турции:). Мы договорились с такси за стандартные 15 баксов, и через 20 минут были в аэропорту. Времени около 9 вечера, а наш рейс (если мы туда втиснемся) будет только в 4 утра. Я узрела компанию из трех байкеров и пошла на разведку. Поболтали немного. Один из них, Влад (не наш Мутант, а Vlad_G), периодически почитывает мои рассказы, и как-то сразу меня узнал:). Ребята ехали из Измира в Стамбул, были в Трое (за 20 баксов им показали огромный котлован с табличками «все экспонаты в Берлинском музее»), регулярно посещали турецкие бани и пытались плавать паромами (обломались, не сезон). Поскольку отменили сразу три (!) чартера, им тоже предстояло лететь другим рейсом. Их турфирма оказалась более ответственной и выдала четкие инструкции: на какой самолет садиться и что сказать на регистрации. Тут у входа в аэропорт наметилось какое-то шевеление, и в зал на великах въехала компания Лени. «Руководитель» Илья устроил светопреставление с газовым баллоном, отказавшись вынести его в контейнер за пределы аэропорта, чем поверг бедных турков в шок. Леня и Ко плюхнулись рядом с нами разбирать шмотки. Они были свято уверены, что полетят по расписанию, поскольку их турфирма не удосужилась предупредить о возможных накладках. Новость об отмененных рейсах повергла ребят в легкий ступор. Наконец-то я увидела чела, которому Влад впарил свой гибрид. Это был Илья:). Причины, по которым Владик избавился от велоса, были просты: первое, даже ему было трудно ездить с 23 дюймовой рамой:))), второе – в тех болотах, куда любит забираться Мутант, гибриды не живут:). Для шоссе велик, конечно же, годится. Бедный Леня! Каждую минуту Илья издевался над его велом, чехлом, способностям к упаковке вещей и проч. Я решила пресечь это безобразие на корню и помогла Леньке упаковаться. Все равно делать нечего. У Лени очень покладистый характер, мы были вместе на Памире, и за месяц он ни разу ни с кем не поругался, никогда не спорил, не ворчал, в общем, вел себя как стойкий оловянный солдатик:). Тут мы просекли, что первая группа байкеров (с Владом) поскакала к стойкам регистрации. Макс как бы невзначай пошлепал за ними. Ребята сослались на договоренность с «такой-то такой-то» - типа им было обещано три места на этом рейсе. Велы они не разобрали, чем прогневали представителей авиакомпании. Несмотря на это, их зарегистрировали. Макс прибежал к нам и предложил тихонечко повторить действия предыдущей группы. Рассыпаясь в любезностях, шаркая ножкой и демонстрируя компактно сложенные байки, мы сослались на знакомство с той же теткой и на обещанные места:)). Нас зарегистрировали без звука:). Лениной тусовке также удалось пробиться на борт (не знаю как), они были последними зарегистрированными пассажирами. Мы так и не поняли, какой авиакомпанией летим. Выяснили только одно – прилетаем в четыре с чем-то утра Домодедово вместо Шереметьева. Едва добравшись до своих кресел, мы моментально вырубились. Даже ели с полузакрытыми глазами:). Приземлившись, позвонили нашему Илюхе: «Приезжай за нами, пожалуйста!»:). Тот без малейших протестов погнал с Ленинградского шоссе на другой конец Москвы. Получение багажа затянулось до неприличия, так что Илюха успел вовремя. Мы погрузились в УАЗ и поехали сначала к нам, в Марьино. Илья пытался расспрашивать, как съездили и пр. Мы только мычали и бились головой кто об передние сиденья, а кто об лобовое стекло – очень хотелось спать:)). До нашего дома доехали быстро, без пробок. Отделили сластей Илюхе, попрощались с Лавром. «Ну что, товарищи, нормально съездили, - сказал Серега, пожимая нам руки – Куда дальше собираетесь? В Исландию? Надо подумать!»:).