домой назад

вперёд

Chop

Сборка велов

На наше счастье поезд опоздал, и вместо четырёх –с – чем-то утра мы приехали в Чоп почти в семь. Собрали байки, узнали, где граница и радостно покатили. Чоп выглядит очень прилично, вполне по-европейски: аккуратные домики с черепичными крышами, на улицах чисто, цветочки кругом, полно иномарок, в основном, “Ауди”. Местные жители повышают своё благосостояние контрабандой сигарет (и не только) в дружественную Венгрию. Навар – 2 доллара с блока. В Венгрии очень дорогие импортные сигареты, пачка “Ротманс” стоит около 56 рублей (2,3 доллара), к примеру. Так что выгода очевидна. До границы оказалось совсем немного, около 1,5 км. Естественно, радостные украинские пограничники нас круто обломали: на велосипедах пересекать границу нельзя. Какой-то парнишка попытался пристроить нас венгру в микроавтобус, но тот почему-то был против. Пришлось нам разворачиваться и ехать обратно к станции. Посмотрели расписание – ближайший поезд в Венгрию через 3 часа. Ждать не хотелось, и Скунс договорился с местным жителем за 10 баксов с носа. Что самое интересное, если бы мы поехали на поезде, то потратили примерно такую же сумму. Виктор (так звали нашего “перевозчика”) поставил на свою “Ауди” верхний багажник, мы прикрутили велики, впихнулись в машину и вскоре стояли в очереди перед КПП с украинской стороны. Виктор, очень разговорчивый молодой человек, оказался пограничником. Всё расспрашивал нас про Москву, велосипеды и пр. Дальше забавно получилось: “Ребят, достаньте паспорта и ваучеры. А что это у Вас за паспорт? Дипломатический? Так что же мы здесь сидим?” Подошедшему таможеннику помахали моим "зелёным" и нагло без очереди протиснулись к окну пограничного контроля. Штампы в паспорт, и мы катим по мосту через Тису. Венгерский пограничник посмотрел паспорта, занёс всех в компьютер (про ваучеры даже не спросил). Венгерскому таможеннику Виктор опять показал мой паспорт, сказал что-то по-венгерски, и всё, мы уже в Захони! Процедура пересечения границы заняла около 30 мин. Попрощались с Виктором, поменяли с рук немного денег. За один доллар давали 240 форинтов. Наш путь лежал в “великолепный замок” Sarospatak, “один из самых крупных исторических памятников Венгрии” – так было написано в Скунсовом диске - путеводителе. В моей карте Sarospatak значился как Шарошпатак. Выражение “полный Шарашпатак” и многочисленные вариации на эту тему преследовали нас до конца поездки. Но сначала было решено заехать в Кишварду, вроде по дороге, а потом вернёмся чуть-чуть. Виктор разрекламировал нам Кишвардинские супербассейны по открытым небом, мы и клюнули как последние лохи. На Кишварду идёт шоссе очень хорошего качества, даже ехать противно, движение велосипедов там запрещено (висит знак). Но другой дороги нет, решили рискнуть. Через километр нас остановила дорожная полиция, я привычно помахала паспортом (ребята уже и не напрягались документы доставать), и нам велели ехать дальше (не смотря на знак), но быть осторожными. Благо в воскресенье мало машин. Потом нас останавливали пограничники на предмет провоза контрабанды, пришлось снова продемонстрировать паспорт. Гнусы ещё долго дразнили меня “послицей мира” и предлагали повесить паспорт на руль. Неблагодарные животные, я их через границу перевела, а они… Едем, по сторонам смотрим. Пейзаж мало чем отличается от юга России: поля, подсолнухи. Становится жарко, градусов 30 на солнце, может больше. Карту пока не купили, но ориентироваться и так не сложно: полно указателей, обозначены даже самые мелкие населённые пункты, на каждом повороте и развилке всё написано. Не то, что в Словакии и Чехии. Приехали в Кишварду – маленький ничем не примечательный городок, но очень симпатичный. Очень много цветов, венгры обожают украшать свои балконы, окна, дворики. Приятно посмотреть. Расспросили местного жителя про бассейны (он говорил по-русски!).

В Венгрии по-русски говорят единицы, преимущественно старшее поколение. Самый распространённый язык после венгерского – немецкий. На английском с вами пообщаются в банках, кемпингах, магазинах, и то преимущественно в крупных городах. Венгерский язык – отдельная песня. Более труднопроизносимых названий я в жизни не встречала. За две недели по разговорнику мы выучили два слова и одну короткую фразу. “Igen” – да, “Ionopod” – здравствуйте, “Nem ertem” – не понимаю. Хотя ничего удивительного: венгерский язык относится к финно – угорской группе, ближайшие родственники венгерского – мансийский и хантыйский. Это не стёб, почитайте Энциклопедический словарь. Вы владеете ими в совершенстве? Вам повезло, а мы порой общались языком жестов.

Зашли в супермаркет, цены ниже московских, что радует. Старайтесь ходить в супермаркеты “Penny” или “Profy”, на них ещё забавный кошелёк нарисован. Там цены на 20% меньше, чем в обычных магазинах.

Доехали, наконец, до бассейнов, и даже не стали заходить внутрь. Представьте себе маленькие ямки, заполненные водой, в которых набита уйма народу. Нафиг, нафиг, решили мы и поехали в Sarospatak.

Aisti

Аисты

В Sarospatak мы ехали по второстепенной дороге, покрытие напоминало наши московские улицы. Что поразило больше всего, так это аисты. В каждой деревне они гнездились на каждом столбе большими семействами. Никто из нас никогда не видел такого количества аистов, фотографировали их в три фотоаппарата. Потом привыкли, конечно. Приехали, а вот и замок. Самый крупный, говорите, ну – ну. Но издалека не так уж плохо смотрится. Стоит на реке Бодрог. Она делит город на две части. Мы остановились напротив замка прямо на берегу по соседству с водными туристами. Никто нас не прогнал и денег не спросил, хотя рядом был абсолютно пустой кемпинг. Скунс с Полосатеньким поехали на другой берег за едой и осмотреться, а мы с Владом поставили палатку, разложили вещи и попробовали купаться.

R.Bodrog Zamok Sharoshpatak

Река Бодрог. С виду не похожа на помойку

Замок Шарошпатак. Там, вдали виднеется

Гаже рек, чем в Венгрии, я не видела. Мутная, грязная вода, в ил проваливаешься по колено. Извозились как свиньи в итоге и пошли мыться на колонку, она совсем рядом была. С содроганием наблюдали, как местные жители приходят купаться (!) в этой жиже. Да Москва-река просто эталон чистоты по сравнению венгерскими реками! Вернулись добытчики, привезли рюкзак разного пива и пакет еды. Больше всего нам понравился хлеб: большие мягкие, очень вкусные батоны. Пиво было только светлое (Полосатенький и я предпочитаем тёмное), но все приняли участие в дегустации. Кое-что даже можно пить. Самые популярные сорта – “Borsodi” и “Amstel”. Тёмный “Amstel” вполне съедобен, но это единственный сорт тёмного бутылочного пива, который мы нашли. Байки мы приковали к дереву цепями, так, чтобы их можно было видеть из палатки. Поскольку было жарко, то вход и выход мы не закрывали. Обильно оросив себя “Тайгой” (я плачу, когда вспоминаю этот запах), мы улеглись спать.

За этот день мы проехали 91 км.