Санта Круз Трек. День 3: Taullipampa - Paria.

Перевал Punta Union (4750 м)

Lonely Planet:

Время в пути: 8 часов. Дистанция: 13 км. Набор высоты: 510 м. Сброс высоты: 910 м.

"Наполните фляжки, т.к. вода появится только по ту строну перевала. Двигайтесь на северо-восток, покидая долину Санта Круз. Дорога идет наверх короткими крутыми витками. По мере подъема взору постепенно открывается захватывающая дух панорама: вершина Таулираху с массивными ледовыми наложениями на склонах возвышается над озером Тауликоча, примостившегося у подножия. Два-три часа напряженного подъема, и вы на перевале Пунта Юнион (4750 м). Виды по обе стороны перевала пленительны: долина Санта Круз на западе, долина Уарипампа на северо-востоке. Крутой пуск с перевала уходит спиралью к озеру Морокоча. Продолжайте спускаться в долину Уарипампа по глубокому каньону между скальных нагромождений. По мере сброса высоты деревья queñua (вид Polylepis, семейство розовых) образуют довольно густой лес. После 4-5 часов спуска вы попадете в кемпинг Пария (3850 м), расположенный на травянистых берегах реки Уарипампа".

Дождь таки кончился, и мы с "колорадцами" выползли из палаток. Сегодня самый тяжелый день: подъем на перевал, потом спуск в другую долину. Ребята настроены решительно: "Сделаем его, как миленького! Мы же из Колорадо, натренированы - в нашей глуши кроме гор и лесов ничего нет. Нам потом еще по тропе инков на Мачу Пикчу идти. Пунта будет хорошей разминкой". Я в целом с ними соглашаюсь - хоть тушкой, хоть чучелом, но на перевал взойдем. Скептик Макс замечает, что он туда попадет скорее чучелом. Несмотря на непогоду, немцы уже покинули лагерь. Их проводники не торопятся, неспешно навьючивают осликов. Неторопливость перуанцев обманчива. Каким-то образом, они каждый раз оказываются в лагере наперед пенсионеров с практически готовым ужином. Мы тоже не стали задерживаться. Представители горного штата обещали нас догнать и перегнать. Я: "Посмотрим". Макс: "Не сомневаюсь":). "Сочная пампа" превратилась в грязное, топкое месиво. Да и прохладно как-то. Солнце пока светит, но флисовую куртку снимать не хочется. Идем, чавкаем жижей и последней гигантской папайей. Вдалеке на склоне темными точками ползут немцы. Далеко они ушли уже. А как высоко забрались! Неужели нам туда? Начались "короткие крутые витки" - мы поднимаемся наверх зигзагами. Погода портится: пасмурно, накрапывает дождь. Нас догнали и обогнали перуанцы - проворные черти срезают, где могут. Осликов жалко: кажется, им трудно топать напрямик - копыта разъезжаются. Прямо как у нас. Нормальные люди лезут на перевал в сухой сезон... Такое впечатление, что скоро пойдет снег. И снег пошел, правда, мокрый. Мы надели шапки и перчатки. И где этот чертов перевал? Такое впечатление, что мы уже часов 5 поднимаемся, а конца-краю подъему не видно. "Punta Union! Immer wieder Punta Union!" - крутилось у меня в голове на мотив известной песни Нины Хаген. (В оригинале - Eisern Union. Немецкого я не знаю. Просто Нину люблю, и строчки запомнились). Теперь я, кажется, представляю, что ощущают больные с хронической сердечной недостаточностью. Проходишь 20 метров, и надо отдохнуть. Постоять, а лучше посидеть. Одышки вроде нет, но дышать как-то некомфортно. И голова кружится. Минута-две передыха, и силы снова возвращаются. Их хватает на следующие 20 метров. Ну хоть в старости сюрпризов не будет, если я до нее доживу, конечно. Макс говорил, что чувствовал примерно тоже самое. Но он делал переходы метров по пятьдесят. Вот так мы и добрели до таблички "Punta Union, 4750 m". Побросали рюкзаки, отдышались, и полезли на окрестные скалы осматриваться. Долго мы по ним ползали и по сторонам смотрели. Тем временем распогодилось - снова выползло солнце. Спуск в долину мне понравился еще меньше. Во-первых, закладывает уши. Во-вторых, в грязи на спуске труднее балансировать, чем на подъеме. Чтобы разбавить неприятные ощущения, мы несколько раз отклонялись от тропы, оставив у нее рюкзаки. Видели замечательные озера. Вы думаете, мы любовались ими с замиранием сердца? Ничего подобного! Болтая ногами на краю обрыва, мы открыли агентство по продаже "элитных дачных участков в нетронутых цивилизацией предгорьях Кордильер":). Пышные фантазии на тему обогащения за счет доверчивых, но состоятельных граждан, расцветали минут тридцать. Потом мы вспомнили, что жители Колорадо буквально преследуют нас по пятам, и потрусили обратно к рюкзакам. Когда мы сбросили основную высоту, действительно появились деревья. Тропа проходила по дну ручья, и идти по воде пришлось довольно долго. Хорошо, что мы взяли нормальные горные ботинки. На Максовы можно цеплять кошки - он их купил много лет назад для зимних покатушек на велосипеде:). Мои менее серьезные, но высокие и непромокаемые - то, что надо. И ноги не мокнут, и камни, бьющие по щиколоткам, не страшны. Добрались до лагеря, где царило небывалое оживление. Помимо наших немецких старичков там обреталась группа французов, идущих в противоположном направлении - от Вакерии до Кашапампы. Мы успели приготовить ужин до прихода американских друзей. После традиционных расспросов о времени в пути американцы вынесли вердикт: "Вы молодцы, хорошо ходите". Уж не знаю, какие иллюзии они питали на наш счет. Их немного тормозил подросток, который еле приполз последним. А так видели бы вы этих монстров - клоны нашего неубиваемого друга Владика:).

Долина Санта Круз. Вид с середины подъема на перевал

Мы там действительно были:)

Последняя речка в долине Санта Круз

Озеро Морокоча

Собственно, перевал: небольшой проход в скалах

Долина Уарипампа

Фотографии трека Санта Круз большего формата можно посмотреть здесь в режиме слайд-шоу.