Хуараз. Дорога в горы

Напомню: нам предстояло пройти Санта Круз Трек в Кордильерах. Отправная точка маршрута - город Хуараз (Huaraz) или Уараз на местном наречии (буква "H" в испанском не читается). Он расположен в 420 км от Лимы на высоте 3091 м над уровнем моря. Добраться туда можно только автобусом. Рейсы исключительно ночные, что было нам на руку.

Типичный квартал Хуараза

Мы прилетели в Лиму рано утром, побродили по городу, а вечером отправились в горы. На обратном пути тоже самое: ночь в автобусе, день в Лиме, вечером обратно в Штаты. Между Хуаразом и Лимой ежедневно курсируют автобусы двух крупных компаний: Movil Tours и Cruz del Sur. Последняя - самый крупный и надежный автобусный перевозчик в Перу. Даже не пытайтесь купить билеты заранее по интернет. Сайты настолько "кривые", что плакать хочется уже через 10 минут упражнений с банковской картой. Звонить им тоже бесполезно - пока доберешься до англоговорящего представителя, пройдет не менее 30 минут. Любое туристическое агентство в аэропорту Лимы продаст вам нужные билеты. Другое дело, что в сезон их может не быть. Есть еще мелкие перевозчики, но с ними я бы не стала связываться в целях безопасности (см. "опасности и неприятности"). Мы выбрали компанию Cruz del Sur по отзывам в интернет. Билеты приобрели в аэропорту сразу после прибытия. Советую ехать "бизнес-классом", который чуть-чуть дороже "экономического", но гораздо комфортабельнее самолетного. Автобусы двухэтажные, новенькие, под стать автовокзалу. Учтите, что центральной автобусной станции в Лиме нет. Каждая компания отправляется со своего вокзала. Адрес написан на билете, и любой таксист довезет вас до места назначения за умеренную плату. Перед посадкой в автобус каждого пассажира фотографируют, а также копируют основную страницу паспорта. Потом представитель компании проходит по рядам с видеокамерой, снимая каждого пассажира крупным планом. Говорят, Cruz del Sur держит на каждом рейсе полицейского в штатском. Впрочем, вероятность вооруженного захвата автобуса невелика по сравнению с автокатастрофой. Пару раз я просыпалась и посматривала в окно. Увиденное мне не очень-то и нравилось - автобус несся по краю пропасти. Клочья тумана, тусклый свет фар и зловещая луна дополняли мрачную картину:). Я не знаю, за каким лядом водители гонят с опережением расписания. Помнится, в Лиму мы вернулись на час раньше, что было совсем некстати. Как-то не хотелось продолжать знакомство с городом в кромешной тьме. Но вернемся же к Хуаразу. Мы прибыли в город затемно. При выходе из автобуса мне всучили упакованный завтрак, который я благополучно проспала. Несмотря на несезонное время, владельцы местных постоялых дворов не поленились приехать на вокзал. Поскольку нам было абсолютно все равно, где остановиться, мы сдались первой попавшейся тетушке. Она говорила на четырех языках и собиралась учить пятый - русский:). Ее пристанище называлось Guesthouse Bello Horizonte, "совсем недалеко от центра города". На машине и правда близко, а пешком у нас уходило по 30 минут в одну сторону. Впрочем, таким расстояниям мы были только рады: надо же привыкать к физическим нагрузкам на высоте. Нам выделили довольно большую комнату с санузлом. В душе даже была горячая вода. Телевизор и столовая - общие. В общем, практически хостел, пустой по причине мертвого сезона. По слухам, в сезон люди дерутся за самую захудалую комнату у черта на рогах. Постой стоил какие-то копейки. За небольшую отдельную плату предлагался завтрак. Макс соблазнился, но потом ел второй раз в городе - ему показалось мало. В любом случае, в Хуаразе полно пекарен, кофеен и забегаловок, не считая еды на рынке. Цены очень смешные - от 50 американских центов за трапезу. Но напомню еще раз: мы практически всеядные и непривередливые. Хозяйка хостела предложила нам дополнительные услуги: туры по Кордильерам, обратные билеты в Лиму, скидки в магазине туристического снаряжения и пр. Мы купили билеты, а заодно договорились оставить у нее маленький рюкзак с ненужными вещами для похода вещами: книжками, умывальными принадлежностями и сменой одежды. Тем временем рассвело, и мы отправились в город за покупками: газовыми баллонами, едой и очередными билетами на автобус в еще большую глушь, к началу маршрута.

Тыквы - великаны на рынке

Я не знаю, с какого перепугу Хуараз называют самым перспективным для развития туризма городом. Лачуги и свалки соседствуют с парой приличных улиц в центре, монументом жертвам землетрясения и весьма колоритным, но очень зловонным базаром. Мутная река несет в основном отходы человеческой жизнедеятельности. Это не мешает местным женщинам стирать в ней белье. Склоны ближайших к городу гор застроены фавеллами. А так очень миленько: множество современных магазинов, куда пускают не всех местных жителей; невероятное количество аптек; едальни и бары на каждом шагу;  многочисленные туристические бюро и лавки со снаряжением. Рынок порадовал невероятным разнообразием овощей и фруктов. Потрясли гигантские манго, около килограмма каждое. Их продавали кучками по 3 кило. Макс втихаря набил этими дылдами рюкзак - по одной на каждый день пути. Я впоследствии долго ругалась, но ела:). Тяжело же тащить, да еще и следить, чтоб не помялись! Да, для прогулок по рынку советую надевать трекинговые ботинки или кроссовки, но никак не сандалии. Лужи дурно пахнущей жижи и кучи отходов попадаются на каждом шагу. Много бродячих собак, но они не агрессивные и без явных признаков бешенства. Если тайцы держали свои товары на льду, то перуанцы с охлаждением продуктов не морочатся. Куриные тушки, свежие с утра, приобретают к полудню довольно обмыленный вид. Нет, их ни в коем случае не выбрасывают: часть готовят, а часть вывешивают на следующий день еще в более омерзительном состоянии. На маршруте мы наблюдали, как проводник французов, брезгливо морщась, обнюхивал такую курятину, а потом долго полоскал ее в горной речке. Впрочем, подобные сцены по какой-то причине не оттолкнули нас от трапез ни на этом рынке, ни в других злачных местах. Годы, потраченные на изучение микробиологии и инфекционных болезней, похоже, прошли впустую:).

Ослик у начала маршрута

Мы долго дискутировали, с какой стороны начать маршрут - легкой, или потяжелее. Большинство начинает в Кашапампе (Cashapampa) и заканчивает в Вакерии (Vaqueria). Недостаток один: Кашапампа расположена на высоте 2900 метров, Хуараз - на 3000. Немного обидно спускаться на машине, а потом снова набирать высоту ножками. Поэтому слабые духом идут из Вакерии (3700 м), набирая аж 700 метров при подъезде. Мы тоже решили сжульничать и купили билеты на автобус до Вакерии. Стоили они почти столько же, сколько "бизнес-класс" до Лимы - около 30 долларов на человека. Но ничего у нас не вышло. Добредя до остановки к 6 утра, мы совершенно случайно выяснили, что рейс отменен. Деньги нам вернули безропотно и даже отправили к конкурентам, которых мы вчера отвергли из-за неудачного расписания. На маленьком автовокзале мы наткнулись на группу ребят из Колорадо, которые также пытались куда-нибудь уехать. Их испанский был также хорош, как и наш, но суть мы уловили: до завтра никаких рейсов на Вакерию не будет. Ну что ж, не судьба: придется ехать в Кашапампу. Прямых рейсов туда нет. Сначала надо ехать в Караз (Caraz), на любом колективо, зазывала которого пронзительно вопит "Караз-Караз-Караз", а оттуда на попутке до Кашапампы. Машину проще ловить у рынка Караза - найдете без труда по запаху. В нашей машине ехало 5 пассажиров - двое на переднем сидении, трое на заднем. И рюкзаки, и корзины, и бадьи как-то разместили в багажнике и на крыше. Мы долго мотались по каким-то поселениям, завозя одних и подбирая других. На каждой остановке мы пытались выйти, уверенные, что вот тут-то и начинается маршрут. Но водитель не дал нам заблудиться и довез прямо до начала тропы. Раньше там стоял информационный знак, но его снесло ураганом. Начало нашего пути знаменовал замечательный ослик, которого Макс не преминул погладить:). "Колорадцы" проделали тот же путь, что и мы, только на несколько часов позже.

Фотографии Хуараза большего формата в режиме слайд-шоу можно посмотреть здесь.