домой

назад

Делчево - Битола (4.08)

вперёд

 

Симпатичное растение

"Вы слыхали, как кричат ослы?" - напевали мы по утру. Эти милые сородичи Полосатенького, а также собаки и петухи не унимались всю ночь. Хорошо, что комаров практически не было, мы и так пугали людей своими струпьями после встречи с кровососами в Рильских горах. Так, посмотрим, куда нас занесло вчера вечером. "В помойку! Мы ночевали в помойке!" - кричал Влад, осмотревшись по сторонам. Справедливости ради надо заметить, что это была вовсе не зловонная свалка пищевых отходов, просто вокруг нашей ночлежной ямы с кустами валялись кучи строительного мусора. Ежевичные оазисы и мясистые растения, которые мы назвали македонской капустой, дополняли пейзаж. Было уже светло, но солнце ещё не припекало. Собрались минут за двадцать и решили следующее: купить подробную карту на заправке, позавтракать, определиться с дальнейшим маршрутом. Въезжаем в Делчево в гордом одиночестве: местное время 6 часов утра (в Москве плюс два часа). На светофоре стоит одинокая машинка - да это же пограничник, который мучил нас заполнением карточек. Ужас, а вдруг он спросит, откуда мы едем и где ночевали? Нет, не спросил, поздоровался да и поехал себе дальше ("здраво" - приветствие по-македонски). Покупаем пятикилометровку Македонии за 180 динаров (2,8 доллара), дороговато, но карта себя оправдала, ни разу не соврала, содержит массу полезной справочной информации о достопримечательностях, кемпингах, аэропортах и пр. Ещё с полчаса ездим по пустынному центру города в поисках еды - кафе ещё закрыты, а в магазин идти не хочется. При свете дня Делчево выглядит более прозаично - обычный провинциальный городок, местами обшарпанный, но в более приличном состоянии, чем небольшие города Болгарии. Наконец, открылось вчерашнее заведение. Официант (тот же самый) смотрит на нас как-то подозрительно и, ни слова не говоря, приносит пакет апельсинового сока. Меню не отличается разнообразием: здесь кормят только кебебами с овощами и несколькими видами закусок. Ну а нам больше ничего и не надо. Стоимость еды такая же, что и вчера - 5,5 баксов со всех, хотя сегодня мы съели больше. Грустно смотрим в карту: нам нужно в Битолу (второй по величине город после столицы), и расстояние, подсчитанное нами вчера (около 400 км по второстепенным дорогам), оказалось верным. Значит, поедем до ближайшего крупного города (Кочани, ударение на первый слог), а оттуда поездом до Битолы (железная дорога была обозначена на карте). Вдруг вспомнили, что сегодня 4 августа - день рождения Влада. Подарок, как обычно, потом, празднование состоится вечером. Вокруг наблюдается некоторое оживление: люди потихоньку выползают на улицы, напротив нас под деревом открылся маленький базар. Мутант с Полосатым покупают небольшую дыню и полтора килограмма отличных помидоров всего за 30 денар (47 центов). Ничего удивительного, Македония - сельскохозяйственная страна, которая практически полностью обеспечивает себя продовольствием. Почти на всех продуктах можно прочитать "Made in Makedonia". Импортной еды очень мало, и в основном она из соседних стран - Югославии, Словении, Болгарии. Распихиваем овощи по рюкзакам и отправляемся в Кочаны. Чёртово солнце опять светит вовсю, и это всего лишь в начале восьмого (местного). Дорога (в окружении гор и речки) в основном идёт на спуск, противных подъёмов мало, периодически попадаются источники с питьевой водой. Впереди по карте заявлено здоровое озеро Калиманчи, и оно не обмануло наших ожиданий. Собственно говоря, я никогда не видела озера такой причудливой формы: оно довольно длинное и изгибается вокруг гор. 

Это лишь несколько фрагментов озера, в натуре оно значительно больше

Сейчас озеро немного подсохло, а весной разливается будь здоров: по склонам видно, до каких отметок поднимается вода. Полосатенький настаивал на немедленном купании, и мы нашли удобный спуск и съехали к воде по бывшему озёрному дну, абсолютно ровному, покрытому невысокой травкой. Владику не понравился зеленоватый вид воды (ну водоросли цветут, подумаешь), и он по началу отказался купаться. Ха, не тут то было! Грациозный как слон Мутантишка умудрился поскользнуться на камне и упасть в прибрежную грязь. После этого он не только купался, но и стирал свою велоформу, включая носки и обувь. Вода была тёплой, и не вовсе не грязной, только спуск не очень хороший - острые камни, покрытые ракушками. Многочисленные рыбаки попросили нас плескаться потише, мы очень старались, но нельзя сказать, что преуспели. Перед отъездом продегустировали помидоры и сожрали почти всё (рекомендую, томаты классные). А потом меня с Полосатеньким сцапала полиция. Дело было так. Владик как обычно уехал вперёд, мы немного отстали. Впереди подъём серпантином, а просёлочная дорожка идёт наверх напрямую. Мы решили срезать и медленно ползём по ней. Вдруг наверху откуда-то из-за кустов появляется полицейская машина, оттуда вываливаются четверо мужиков в форме и приветливо машут ручкой: давайте-ка сюда ребята. Мы обречённо тащимся вверх, подыскивая себе подходящую статью в македонском уголовном кодексе. Кто знает, вдруг эта тропа - частная собственность:). После вежливых приветствий и выяснения, из какой страны мы сюда попали, нас попросили предъявить документы. Посмотрели паспорта, спросили, где мы ночевали. "В Делчево" - честно отвечаем. После этого нам предложили больше не сворачивать с асфальтовой дороги и отпустили с миром. Владик как законопослушный парень, никуда не сворачивал, в лапы полиции не попадал и ждал нас внизу. 

 Водные процедуры

До Кочанов доехали без дальнейших приключений, по дороге съели дыню (очень вкусную) и остатки томатов, купались в горной речке. Влад заставлял меня ползать по всему речному дну, а сам прыгал по берегу с фотоаппаратом. Железнодорожный вокзал и автобусная станция в Кочанах расположены рядом, и мы нашли их без труда. Вид вокзала несколько настораживал, ни одного человека не наблюдалось ни в здании, ни на перроне. Расписание (движение ж\д транспорта по всей стране, листочек формата А5) присутствовало, чтобы рассмотреть его пришлось забраться на поручень у стены. Понять, как и куда движутся поезда, не представлялось возможным. И мы с Владом пошли искать людей, и нашли дядечку в форме, который мирно обедал. В результате долгих переговоров узнали, что поезд будет в пять часов, билеты для людей и велосипедов обойдутся в десять с небольшим долларов. Время отправления и стоимость билетов нам записали на бумажку. Платить сейчас не надо, потом заплатите. Когда потом? До отхода поезда осталось около двух часов. Меня немного смутило, что нам написали 5 а не 17, но Влад сказал, что всё это ерунда, не может же поезд ходить раз в сутки. Мы вернулись к Полосатенькому и решили использовать оставшееся время для пополнения запасов продовольствия. На вокзал пришла тётушка цыганского вида с двумя детьми, что было сочтено хорошим прогностическим признаком - народ собирается к поезду. Я осталась с вещами, а ребята пошли за едой и притащили целый рюкзак продуктов: макароны, питьевые концентраты, виноград, помидоры, лук, персики и здоровый арбуз (несколько вегетарианский набор). Недалеко была колонка, так что мы смогли вымыть овощи\фрукты и запастись впрок водой. К концу трапезы появился тот самый дядя - железнодорожник и с удивлением спросил, что мы здесь делаем, поезд ведь только в пять утра будет (что я и говорила). Влад полез в очередной раз изучать расписание, а также схему железных дорог, и мы выяснили ещё один неприятный момент. Завтрашний поезд идёт не сразу в Битолу, а в столицу, где, по всей видимости, нам нужно будет делать пересадку. Но когда, куда, и сколько ждать поезда в Скопье, осталось неведомым. Так, на фиг железные дороги, пойдём на автобусную станцию. И здесь нас ждал облом. Автобусы в Битолу будут только завтра утром, сегодня можно уехать только в Скопье. Про велосипеды вообще ничего не удалось узнать, сказали договариваться с водителем. Какой смысл договариваться сейчас? Один водитель возьмёт с великами, другой нет. И что мы будем делать завтра, когда нас обломают и в автобус не посадят? Осталось два варианта: ехать своим ходом, что практически не приемлемо из-за нехватки времени, или договариваться с такси. Таксистов паслось вокруг великое множество, они с радостью вызвались помочь нашему горю. Одна машина - пятьдесят баксов, с великами мы влезем только в две, да и то с трудом, итого сто. Дорого, так не пойдёт, говорим. В результате сторговались так: нам находят микроавтобус, мы платим 75 долларей. Для нас это было приемлемо, всё-таки мы с багажом, ехать долго, а вчера с нас почти столько же пытались взять за ночлег в гостинице. Да, нас почему-то принимали за немцев, даже пытались говорить с нами по-немецки. Владик сказал, что это из-за него: во-первых, он похож на немца (рыжая детина), во-вторых, одет в майку "Ювекс", в-третьих, он знает несколько немецких фраз (в школе выучил). Чем бы дитя не тешилось Через пятнадцать минут карета была подана, но нам пришлось снять передние колёса, чтобы нормально погрузиться. Заехали на заправку, залили дизтоплива. На заправках у македонцев как правило всего три вида топлива: бензин "обычен" (92), бензин "супер" (98) и "дизель". Потом водитель прихватил с собой друга (наверное, из-за соображений безопасности), и мы начали выбираться на автомагистраль по очень странной дороге. Она была покрыта не асфальтом, а мелким булыжником. В последствии нам удалось поездить по такому покрытию, ощущения не из приятных. Всё-таки неплохо, что мы отправились в Битолу машиной, иначе нам пришлось бы ехать через довольно унылую и пустынную часть страны. Полдороги были сплошные поля, равнинные и на склонах гор. Такое впечатление, что македонцы обрабатывают каждый пригодный участок земли, даже если он труднодоступен. Причём все посадки ухожены, прополоты, и регулярно поливаются, если воду не удаётся подвести, её привозят на машине. С климатом им не повезло ещё меньше, чем жителям европейской части России: летом очень жарко, почти засуха, зимой холодно, до минус двадцати. Вторая часть пути состояла из сплошных подъёмов по забитой машинами магистрали среди гор и горящего леса - начались лесные пожары. Конечно, если бы мы ехали своим ходом, вряд ли попали бы на эту трассу, но кто знает, что делается на других дорогах. В Битолу приехали в сумерках, приметили себе возможные места ночлега - лесок на холме при въезде в город и стоянку фур (идея безумного Мутанта). Долго блуждали (на микроавтобусе) по узеньким улочкам в поисках работающего обменника, т.к. водитель категорически отказывался от долларов, хотел немецкие марки, а лучше денары (странный парень). Денары так денары, нам же лучше - сэкономили около 5 баксов на разнице курсов. Собравшись и украсив велики фонарями, мы отправились на поиски кабака для торжественной церемонии в честь Владика. Облюбованное нами заведение располагалось рядом с магазином "Шизик". Столик стоял прямо на улице, так что мы с интересом наблюдали за многочисленными лавочками и их посетителями. Ужин был сказочный, порции огромные, десерт в нас просто не влез (за всё около 10 зелёных). Опять не повезло Полосатенькому: он заказал салат по-гречески, где помимо овощей и разнообразных оливок были набросаны кусочки сыра, которые он потихоньку подкладывал нам в тарелки. Владик пострадал из-за своих велоперчаток - они ужасно красились, а краска попалась весьма водостойкая. Мутант решил пренебречь хорошими манерами и перчатки во время еды не снимать, чтобы не пугать окружающих чёрными руками. В качестве праздничного напитка выбрали пиво "Скопское" (извращенцы мы), светлое к сожалению (это вам не Словакия), довольно приятное, даже мне понравилось. Всё конечно замечательно, но в начале двенадцатого мы вдруг вспомнили, что ночевать нам пока негде и пора уже что-нибудь предпринять в связи с этим. Сначала поехали на стоянку для фур, но быстро забраковали её в силу нескольких причин. Во-первых, с двух сторон отсутствовала ограда, во-вторых, была охота спать среди воняющих бензином машин, в-третьих, сторож послал нас (совсем не туда, куда Вы подумали), а всего лишь к шефу. Шеф, как все нормальные люди, был уже дома, поэтому мы плюнули (Влад с сожалением, а я и Полосатый с облегчением) и поехали к лесочку на холме. Как истинные параноики, мы действовали осторожно и осмотрительно. Перешли на другую сторону шоссе, выключили фонари и в полной темноте дотащились до ближайших кустов. Потом ребята нашли подходящую лощинку почти на вершине холма, скрытую зарослями, и с неизменным деревом для пристёгивания байков. При слабеньком свете единственного фонарика мы перетащили свой хлам и рухнули спать без палатки под уже традиционные стенания Влада о гостинице с баром.

Дистанция за день: на велосипеде - 64 км, на машине - 240 км.