домой

назад

Преспа - оз.Охрид (6.08)

вперёд

Иногда бывает чертовски приятно встать раньше большинства лежебок и поплавать в тёплой, незамутнённой водичке. Что мы и сделали. Почти все обитатели кемпинга ещё дрыхли (семь утра местного), кроме некоторых рыбаков, которые уже возвращались с добычей. Надо заметить, что на чудных македонских озёрах необязательно вставать в несусветную рань, чтобы поймать парочку полудохлых рыб. В любое время суток ловится замечательно, и уловы неплохие (мои частные наблюдения). Владик было заикнулся о том, что неплохо сегодня выехать пораньше, но мы напомнили ему о приглашении в гости.

Заслуженный отдых

Мутант смирился с вынужденным простоем, более того, ему даже понравилось разлагаться в кресле с бутылочкой пива. Этим (разложением) мы занялись после завтрака и очередного омовения в озере. Наконец вернулся с рыбалки наш Профессор, и мы перебрались к нему на терраску. Жизнерадостный старичок начал с того, что предложил нам хлопнуть по рюмке мастики. Это немного не то, чем вы в детстве натирали паркет в школе, это местная водка. Но, глядя на серую этикетку с надписью "Мастика", никто из нас так и не рискнул попробовать шедевр македонской водочной промышленности. Опять-таки после пива, да ещё на жаре… нет уж, увольте. Профессор несколько удивился и выпил сам, а нам выкатил минералку, чай и кофе с печеньем. Дальше беседа велась в оригинальной манере: Макс помогал мне и Владу с ответами (понимали мы всё на ура), а Профессор периодически пересказывал жене по-македонски, о чём идёт речь. И вот, что мы узнали про житие в Македонии. Безработица составляет примерно 40%, в основном среди молодёжи, что вполне понятно: кому охота повторять подвиг родителей и горбатиться на сельхозработах, да ещё в таком жутком климате. Однако найти работу за границей у юных македонцев шансы неизмеримо выше, чем у нас. Всё-таки Македония в ЕС стремиться, и со временем точно туда попадёт. Уровень зряплаты у тех, кто пашет на государство, практически соответствует нашему: препод в университете получает порядка 150 баксов. При всём при этом преступность низкая, особенно в той части страны, где мы сейчас находимся; но ближе к столице, и в тех районах, где проживают албанцы, криминальная обстановка хуже. От себя могу добавить, что македонцы беспечно бросают велосипеды на ночь на улицах и в кемпингах (мы были единственными извращенцами со стальными цепями:)), оставляют открытыми окна на первом этаже, магазины решётками не закрывают. Одним словом, на безопасность плюют. Ещё одна проблема страны - албанские беженцы из Югославии и самой Албании. Для них созданы специальные лагеря (один находился в нескольких километрах от нашего кемпинга), где на первых порах перебежчиков кормят, одевают, дают карманные деньги (!), а потом думают, что же с ними делать дальше. Сами албанцы хотят автономии на территории Македонии, македонцы, конечно против. Страна маленькая и небогатая, а тут ещё нахлебников до фига будет. Есть национальные школы, теле- и радиопередачи на албанском, собираются даже ввести преподавание на национальном языке в институтах, но нет, албанским друзьям этого мало. Чтобы избежать межнациональных конфликтов, в стране находятся наблюдатели от НАТО со штаб-квартирой в Скопье. Про албанцев и натовцев нам ещё Рома в поезде рассказывал, и с тех пор я всячески стремилась в столицу, дабы немедленно познакомиться с каким-нибудь симпатичным натовцем. (Увы, мои милые друзья сделали всё, чтобы подобное знакомство пресечь). Профессор также выспрашивал нас о России, он был в СССР в 80-х, и ему там не понравилось (охотно верю). Мы честно ответили, что в нашей стране мало что изменилось (Совок forever:(). Напоследок добрый дедуля дал нам несколько советов по поводу дальнейшего маршрута. Как то: выехать сегодня во второй половине дня, чтобы не так изжариться, поскольку нам к оз. Охрид через перевал надо; не полениться и заехать в Свети Наум (церковь XVII в. у границы с Албанией). А ещё соблазнял Влада завтрашней рыбалкой, но стойкий Мутант не поддался на провокации. До отъезда мы успели многое: неоднократно искупаться и приготовить обед (помидорный салат со сметаной и жирную похлёбку из рульки), собрать вещи и одарить окружающих шоколадками. С шоколадом (фабрика "Красный октябрь" only) забавно получилось. Влад кричал, что у него в рюкзаке самый лучший шоколад в очень хорошем состоянии, специально для подарков. То, что предстало перед нашим взором, превзошло все мои ожидания - расплавленная коричневая масса с остатками обёрток в полиэтиленовом кульке. Пока Полосатенький глумился над Владиком, мне удалось придать кондитерскому чуду более твёрдую консистенцию путём охлаждения под краном умывальника. Местные тинэйджеры толпами приходили на водопой, дабы понаблюдать за процессом. Часть месива мы съели, остатки Владик стыдливо затолкал обратно в рюкзак. Пришлось взять две плитки из моих запасов, которые были подарены жене Профессора и милым старичкам, вчерашним знакомым Мутанта. Профессорша впала в непонятный экстаз, забегала и попыталась скормить часть шоколадки нам. Мы вежливо съели по кусочку и отправились доедать суп (и это после сладкого), который уже покрылся коркой жира. Нам очень хотелось освободить котелок, поэтому пришлось приступить к поеданию, собрав последние силы. Представьте картину: три потных рыла давятся жиром, хлебая прямо из котелка, как вдруг появляется старушка (вчерашняя, Владова, уже награждённая шоколадом) и протягивает нам поднос с кружевной беленькой салфеткой (!), на котором стоят три вазочки с мороженым (шоколадное и пломбир с карамельным соусом). Чайные ложки и бумажные салфетки прилагались. Рассыпавшись в благодарностях, мороженое мы съели и потихоньку вернули поднос с чистой посудой обратно. И решили быстренько сматываться, пока нас ещё чем-нибудь не накормили. Остатки супа перелили во фляжку к Полосатенькому, собрали за собой мусор, и, отъехав на безопасное расстояние, прокричали "до свидания". Несколько километров спуска, и вот она, развилка: направо - вверх к Охриду, налево - вниз к Албании (километра 3, не больше). Вниз, конечно, лучше ехать, но в Албанию что-то не хочется, и как понурые ослы с поклажей, медленно и печально, мы покарабкались на перевал.

Ягодки
По пути к Охриду

Жара уже не так донимала (время - около 17 часов), но появилась новая напасть - мошкара. Тучи мерзотных насекомых увивались вокруг каждого, противно жужжали, норовили усесться на наши жалкие тельца. Они почти не кусались, но всё равно, приятного мало, особенно когда отдыхаешь. Опять нам повезло с движением: до верха машины почти не попадались. Не прошло и года, как мы вскарабкались на перевал и увидели оз. Охрид (рулез, однозначно!)

Очередная капуста

Вокруг весело порхали парапланеристы, экзотические растения (см. фото) радовали глаз. Спуск был довольно стрёмный, т.к. дорога была узкой, делала повороты под 180 градусов, да периодически проезжали самодвижущиеся тележки с отдыхающими. Влад надел свои латы и быстро скрылся из виду, Полосатенький усвистел за ним, а я спускалась с черепашьей скоростью (не более 45 км\ч). Уже в сумерках мы весело добрались до кемпинга "Ljubanishta", а в Св. Наум решили съездить завтра с утра. (Кретины полные, ещё 5 км надо было спуститься, там тоже кемпинг есть, одноимённый). С нас взяли по три бакса за ночь (грабёж полный) и посоветовали быстро топать в душ до отключения горячей воды. Но первым делом мы пошли на берег озера, где повалялись на песочке (весьма холодном) под шелест волн.

Предзакатный час на оз. Охрид Закат №1 на оз. Охрид

Поскольку денег у нас почти не осталось, радости жизни типа пива и вкусной еды были нам недоступны. Пришлось довольствоваться чаем с остатками шоколада и завалиться спать.

Дистанция меньше, чем за полдня - 37,5 км (26 вверх).