домой

назад

 Охрид - Скопье (9.08)

вперёд

Наш автобус уходил в начале восьмого, соответственно вставать пришлось в пять утра. Ночью доставали комары, пришлось обмазаться “Off” с головы до ног. Кроме того, я боялась проспать и просыпалась каждый час. В общем, утром все были сонные и вяло копошились над грудой вещей при свете чудной лампы “Кемпинг-газ”. Единственное утешение: будильник “Слава” верещал так, что проснулись не только мы. Пустячок, а приятно:). Рецепция работала круглосуточно, так что расплатиться и забрать паспорта удалось без проблем. До автовокзала доехали очень быстро: на улицах попадались лишь редкие прохожие, и ничто не мешало движению. Нашли нужную платформу, разобрали велосипеды и упаковали в чехлы. Владик и я немного побегали возле автобусов, посмотрели на багажные люки. Вроде байки должны поместиться, а если не влезут??? Наши опасения были не напрасными. До отхода оставалось двадцать минут, когда автобус соизволил подъехать. Вокруг уже стояла нехилая толпа с кучей шмоток. Водитель с гримасой отвращения посмотрел на наши велики и пробормотал “Что это за отстой?” (ну или что-то похожее). “Велосипеды” - смиренно ответили мы. После этого последовал приговор: отказать однозначно, нет багажных мест. Как это нет, вон сколько отсеков для вещей. “Они заняты” - ответил вредный чувак и открыл только половину. Естественно, не хватило места не только для великов, но и для сумок обычных пассажиров. За отдельную плату багаж можно было взять в салон, но на нас это не распространялось. Мутант и я смирились с неизбежным: мы никуда не едем, но тут встрепенулся Полосатенький и выступил по полной программе. Водитель, прижатый к борту автобуса, услышал весьма познавательную информацию. О собственных обязанностях (которые он не хочет выполнять), о вымогательстве денег за провоз багажа, об ущемлённых правах пассажиров и проч. Македонец несколько обалдел и отправил Полосатого … нет, не угадали - к начальнику вокзала. Начальник терпеливо выслушал гневные речи Полосатенького и предложил два варианта: сдать билеты вообще или поменять на 11-часовой рейс, может там будет больше свободных мест. Не было никакой гарантии, что мы уедем в одиннадцать часов, вдруг и там водила окажется полной гнидой. Поэтому мы забрали обратно свои деньги (безо всяких потерь), а наши билеты сразу были проданы страждущим. С опозданием минут в пятнадцать автобус отвалил, мы же остались:(. Выход из создавшейся ситуации был один: ловить тачку. Нет, мы, конечно, рассмотрели возможность доехать своим ходом. По автомагистрали до Скопье 174 км, в объезд по второстепенной дороге чуть больше двухсот. Т.е. за два дня нам бы удалось доехать до столицы, но тогда ребята могли бы распрощаться со своей работой (Полосатому итак с трудом отпуск дали). Машину удалось найти на удивление быстро, за неизменные 75 долларов нас погрузили в колымагу со всеми вещами. Наш водитель был очень осторожен и нетороплив, поэтому дорога заняла больше двух часов. Да, жалкая автомагистраль (всего в две полосы) оказалась платной! Уже на подъезде к городу македонец пару раз останавливался у специальных турникетов и протягивал денежку контролёру. Перед въездом в столицу висел щит с эмблемой ЕС, где сообщалось, что Македония претендует на вступление в евросоюз. Судя по всему, шансы есть: с помощью ЕС уже начато строительство автострады Скопье - София и расширение трассы Скопье – Охрид. Первое впечатление от Скопье – большая деревня на берегу довольно грязной р. Вардар. Более идиотской застройки я в жизни не встречала. Потом мы прочитали, что город был здорово разрушен во время землетрясения в 1963г. Его кое-как отстроили совместными усилиями социалистической Югославии. Самое главное, что старая (пешеходная) часть города практически не пострадала. Это самое интересное место во всём Скопье. Высадили нас в центре у автовокзала, где мы смогли посмотреть карту и отыскать ближайший кемпинг. Потом в очередной раз собрали велосипеды и поехали к городскому парку. Там расположен кемпинг “Парк”, ориентир – стадион. Ездить по городу не очень приятно: машин полно, водители носятся как сумасшедшие (отчасти напоминает Москву). Правда, мы быстро свернули на боковую улицу (ул. Ленинова – в честь нашего любимого дедушки) и вскоре очутились у ворот кемпинга. Когда-то это пристанище знавало лучшие времена, но мы не очень привередливы. Туалет работает, в полуразрушенном душе даже есть горячая вода, вот и ладно. Стоимость проживания – пять баксов с носа. Обслуживающий персонал развлекается посиделками в местном ресторане. Помимо нас в кемпинге были и другие обитатели: на лужайке стояла пара палаток. После непродолжительных дебатов решили осматривать город пешком (Владик с Полосатым победили). Вернулись к автовокзалу, т.к. отсюда удобно начинать осмотр города. Рядом с вокзалом расположен древний турецкий мост XVв., по которому мы прошлись несколько раз. По другую сторону автобусной станции начинается пешеходный центр. Он называется чаршиjа – старинный турецкий базар. Турки славно потоптали Балканы, оставили свой след в каждой стране. Первым делом мы отыскали бюро информации, (оно находится за автобусной станцией рядом с церковью) и узнали всё о международных автобусных перевозках. На международный автовокзал решили пойти позже, после того как нагуляемся по чаршиjа. Да, напротив бюро информации находятся турецкие бани Дауд-паша. Ребята немедленно ринулись внутрь, пришлось их обломать: там расположена картинная галерея. 

Чинара

Старинный базар произвёл на нас неизгладимое впечатление. Это не какой-нибудь крытый рынок или развал со всяким барахлом, как мы думали. Представьте себе целый район с лабиринтом улиц (естественно булыжных) и невообразимым количеством лавок, магазинчиков, маленьких кафе и других подобных заведений. Некоторые торговцы помещаются в покосившихся развалюхах с вывесками начала 20 века и продают откровенный хлам: железный лом, позеленевшие медные тазы, полуистлевшие кожаные изделия. Удивительно, если это занятие приносит им хоть какой-то доход. Во всех кафе подают только национальную еду, отовсюду доносятся запахи, вызывающие немедленное слюнотечение. Единственное но: путеводитель гласил, что забегаловки в чаршиjа делятся на мужские и женские заведения. Мы не знали, насколько условно такое деление (побьют камнями или нет) и не рискнули зайти ни в одно. Здесь же мы впервые увидели типичных албанских женщин. В Скопье проживает очень много албанцев, но они мирные, и как говорил Профессор, хлопот государству не доставляют. Так вот, бедные тётки, скажу я Вам! Одеты по единой моде: длинное платье, колготки, длинное пальто, застёгнутое на все пуговицы, на голове платок. А на улице сорокоградусная жара!!! Причём пальто у всех одинакового покроя и расцветки, сумки тоже одинаковые. Друг от друга они отличаются лишь цветом платков, да туфлями (только на низком каблуке). Видели бы Вы этих бедняжек, карабкающихся за выводком спиногрызов на горку! Кстати, дети обоего пола одеты обычно: шорты, майка, шлёпанцы. Тут мы посмотрели на часы и решили заняться билетами в Софию. Вернулись к турецкому мосту, перешли на другую сторону Вардара и попали на пл. Македонии. Оттуда надо идти по ул. Маршала Тито (вот оно, наследие времени) до пересечения с ул. Мито Хацивасилев. Собственно говоря, вы упрётесь в здание старого железнодорожного вокзала, в котором теперь находится музей г. Скопье. Вокзал-музей был разрушен землетрясением, часть здания специально не ремонтировалась в назидание потомкам (о чём гласит мемориальная доска). Ну а рядом с музеем находится международный автовокзал и туристическое агентство “Мата”, которое торгует автобусными билетами в Болгарию и Турцию (может и ещё куда). Владик возжелал узнать про авиабилеты, и мы по пути зашли в какое-то другое турагенство. Там Мутанта быстро уговорили приобрести билет на завтрашний рейс до Москвы (бывает раз в неделю) всего за 297 долларов. Вот ренегат, собирались все вместе ехать! Полосатенький категорически отказался присоединиться к Владику, чему я на самом деле даже обрадовалась. Добравшись, наконец, до “Маты” мы злорадно похихикали над Владом: он мог бы сэкономить целых двадцать баксов, если бы купил авиабилет здесь. Тётушка очень мило пообщалась с Полосатым на английском языке. Да, билеты до Софии на завтра есть, на все три рейса (8, 15, 20 часов). Но с велосипедами лучше всего ехать на 15.00, т.к. будет меньше народу и больше места под багаж. Я так думаю, мы и на 8 уехали бы нормально, просто ей хотелось продать места на непопулярный рейс. Через пять минут билеты были куплены: 19 долларов за оба, багаж отдельно не оплачивается. Автобус отходит прямо от агентства, нам повезло, ехать не долго. Чего не скажешь про Влада – ему по магистрали в аэропорт пилить. После покупки билетов почему-то захотелось пойти в городской музей. Вход оказался бесплатным, не знаю всегда так или по определённым дням. Музей очень неплохой, особенно нам понравилась глиняная скульптура эпохи неолита под кодовым названием “Сундучара”. Во нескольких залах музея проходила выставка работ современных художников; её мы тоже осмотрели: попадались занятные картины. После перерыва на обед в ближайшей едальне, вернулись в чаршиjа, оттуда добрались до музея Македонии (был уже закрыт). 

Мустафа-паша

Рядом с ним вверх по улице находится мечеть Мустафа-паша в окружении розового садика. Калитка во двор была открыта, Владик зашёл во двор и сфотографировал мечеть. На всякий случай мы быстренько убрались оттуда, вдруг мусульмане против фотографирования религиозных объектов. Улица заканчивается у подножия твердины Кале – старого форта. 

Твердина во всей красе

Забрались на самый верх и не пожалели: вид на город замечательный. Повалялись на скамейке, чуть арбуз не забыли (мы всю дорогу этот проклятый фрукт таскали) и потихоньку к кемпингу потопали. По пути зашли в сладкарницу, где Влад пил фанту в перемешку с бозой (см. Болгарию). В кемпинге попытались сожрать арбуз – не получилось, уж больно здоров. Мутант немного загрустил после разговора с супругой, и чтобы поднять боевой дух, мы потащили его в кабак. В ресторане кемпинга похоже обслуживают только сотрудников оного и их друзей. Через десять минут мы плюнули на всё и с гордым видом удалились. Впрочем, за стадионом недостатка в заведениях не ощущалось. Тёмного пива (даже Гиннеса) нигде не было, ничего, попьём светлый “Амстел” (знакомый по Венгрии). Полосатенький потребовал маринованных виноградных листьев, но увы, не сезон нынче на них. И без листьев мы славно оттянулись, только странный официант после 1,5 литров пива на нос принёс счёт с решительным видом. Может решил, что нам уже хватит, или подумал о нашей неплатёжеспособности. Ну и ладно, тогда пойдём спать, Владику вставать в полвосьмого.

Городская панорама Крепостная стена

Дистанция за день: 174 км на машине, 7,5 на веле, довольно много пешком.